“
«ПРО ДЯДЮ ВАНЮ, ДРУГА РАМАЗА, СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР И ВООБЩЕ ПРО ЖИЗНЬ».
Есть у меня очень близкий друг – Рамаз Чиаурели. У него множество достоинств, среди которых – Служение Искусству. Вот прямо так, с больших букв. Не то, чтобы я в этом сомневался прежде. Не сомневался. Но на днях мы убедились в этом со всей ясностью.
Рамаз служит в театре «Камерный Театр Диалог»,созданном Рамисом Ибрагимовым. Худрук, он же режиссер-постановщик, и его труппа – такие же энтузиасты, как Рамаз. Жалованья у режиссера и актеров нет, собственной площадки нет, большинство спектаклей проходит в Царской Башне Казанского вокзала, есть там такая неброская пристройка. Кстати, очень уютная и милая.
Билеты на спектакли не продаются. Увы. Я бы с удовольствием заплатил, но внести деньги в кассу невозможно ввиду отсутствия таковой. Словом, материального поощрения у тружеников театра нет. Еще и тратятся иногда.
За несколько лет существования «Диалог» поставил довольно много спектаклей. Я даже хотел сходить на пьесу «Рядовые», но так и не получилось. И вот они поставили «Дядю Ваню». И мы пошли.
Спектакль давали в малом зале «Царской Башни», поскольку большой оказался занят некоей экспозицией. Вообразите. Помещение размером эдак 5 на 8 метров, два ряда стульев для 20-ти зрителей. Собственно, всё пространство, кроме этих двух рядов, и есть сцена. То есть актеры играют в метре от публики! Пару раз я даже поджимал ноги, опасаясь, что Элен и Астров сейчас споткнутся, а у Чехова такой сценарный ход не предусмотрен.
А у нас, знаете ли, не так много знакомых артистов. И пара минут у меня ушла на то, чтобы абстрагироваться от диковинного ощущения: друг Рамаз, зачем-то одетый в нечто старомодное, в упор нас не замечая, с глубоко несчастным видом выходит из-за стеночки и укладывается на скамеечку, повернувшись к нам... э-э-э... спиной. Ну не привык я наблюдать друзей, вошедших в образ, тем более, в такой близи.
Но прошла пара минут, и мы позабыли о том, что это камерный театр, что это наш друг, что мы, в сущности, на вокзале. 4 часа мы с Леной – наслаждались! Мы так и не вспомнили, когда в последний раз получали такое удовольствие от спектакля. Точно не в этом тысячелетии. Мы, конечно, не такие уж театралы. Но хаживали в последние годы и Сатиру, и в Моссовет, и в МХАТ, и в Ленком. Не то. А «Дядя Ваня» театра «Диалог» - прямо вот то самое.
Кстати, когда Рамаз предупредил, чтобы мы готовились к 4-часовому действу, я не понял, где они там нашли 4 часа. Ладно, подумал, посмотрим. И посмотрели. Повторю – восхитительно. В том числе и потому, что это было долго. Актеры не торопились!
Боже, как этого не хватает в современных постановках. Это же Чехов. Его герои страдают, выходят из себя, в себя же погружаются, обретают надежду, теряют любовь и прочая, прочая, прочая. Чехова нельзя играть второпях. То есть, можно, конечно, и это происходит сплошь и рядом. Но это плохо, нехорошо. А «Дядя Ваня» Рамаза и его товарищей, ведомых Рамисом, это очень хорошо. Настолько, что после четырех часов, проведённых в довольно душном помещении, нам хотелось продолжения.
Напомню, мы сидели в метре от актеров. Каждая усмешка, каждый прищур, даже дрожание рук были видны предельно отчетливо. Режиссер, разместившись позади меня, судя по скрипу ручки о бумагу, периодически что-то записывал в блокнот. Вероятно, замечания. Ему, разумеется, виднее, но я не заметил чего-нибудь, чему не верил! Страдание Ивана Петровича, достоинство и раздражение Элен, цинизм и самодовольство Астрова, наивность Сони, исключительный эгоизм отставного профессора, надменность его тещи, милота старой няни – как это было глубоко сыграно! И зрители успевали прочувствовать то же, что и герои. Не только мы с Леной, остальные потом говорили примерно теми же словами.
И никто не выбивался из ансамбля, что уж совсем – чудо из чудес. Все играли ровно, у каждого было время для создания своего образа. При том – ни малейшего перебора. Очень тонко, очень деликатно. Совсем не так, как принято нынче на большинстве профессиональных сцен. Конечно, спасибо Чехову за саму пьесу, но подите-ка сыграйте ее так, чтобы мы словно не в театре оказались, а непосредственно в драме. Этим актерам удалось. Какие же молодцы и они, и режиссер!
Между прочим, я был уверен, что Рамаз играет Астрова. А вот и нет, он – дядя Ваня. Я и не подозревал, что Рамаз такой превосходный актер. Как заметил с улыбкой после спектакля один из зрителей, «никогда не видел такого одичавшего дядя Ваню». Полностью согласен. Исключительно тяжело сыграть эдакую муку, не срываясь в кликушество. Рамаз сумел. Браво!
Вы скажете, я старомодный брюзга? Да называйте, как хотите! «Сейчас так нельзя играть, это затянуто, это незрелищно, это, в конце концов, не продаваемо». Возможно. Особенно утверждение о том, что такое – сложно продать. Но то, что мы видели в последние годы в профессиональных театрах, то есть таких, где играют за жалованье, это балаган. А «камерный театр Диалог» - это настоящий профессиональный театр, хотя и любительский. Парадокс? Увы, нет.
«...»
А вот на чем я настаиваю, так это на том, что спектакль «Дядя Ваня» в постановке «Камерного театра Диалог» - прекрасное произведение искусства. Я очень рад за своего друга Рамаза и его товарищей. Дай им бог творчества и дальше. Ну и успеха, конечно.
— Денис Косинов, журналист.